Главная » Статьи » Закон о труде Латвийской республики » Закон о труде Латвийской республики

Статья 7. Принцип равноправия

Статья 7. Принцип равноправия

          (1) Каждый имеет равные права на труд, справедливые, безопасные и безвредные для здоровья условия труда, а также на справедливую оплату труда. 

          (2) Предусмотренные частью первой настоящего параграфа права обеспечиваются без какой-либо прямой или косвенной дискриминации - независимо от расы, цвета кожи, пола, возраста, инвалидности, религиозных, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного или семейного положения, сексуальной ориентации лица или других обстоятельств.

          (3)Чтобы способствовать внедрению принципа равноправия в отношении инвалидов обязанностью работодателя является выполнять мероприятия, которые в соответствии с условиями необходимы, чтобы приспособить вид трудовой деятельности, способствовать возможностям инвалидов быть принятыми на работу, исполнять рабочие обязанности, быть повышенным в должности или быть посланным на профессиональное обучение, повышение квалификации, при этом такие мероприятия не должны накладывать на работодателя непропорциональную обузу.

(С изменениями, которые сделаны 22.04.2004 и 21.09.2006 и вступили в силу 25.10.2006)

          I. Первая часть 7 параграфа Закона о труде дает основы для справедливых условий труда и оплаты в рамках отношений трудового права. Право на равноправие перед законом и защиту против всех видов дискриминации людей определено во Всеобщей декларации прав человека ООН, в Международном пакте о гражданских и политических правах ООН и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, в хартии Европейского союза об  Основных правах, в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод, а также в серии других международных правовых актов, в том числе в директиве  Совета 97/80ЕК Европейского сообщества об обязанности доказательства в случаях дискриминации по половому признаку, в директиве  Совета 2000/78ЕК, устанавливающей общую систему одинакового отношения к занятости и профессии и так далее. Это является одной из гарантий, которая защищается законом Европейского сообщества (хартия ЕС об основных правах).

          В 7 параграфе Всеобщей декларации прав человека сказано, что "все люди равны перед законом, и они имеют право, без каких либо исключений, на равную защиту закона против любой дискриминации,/./". В свою очередь в 91 параграфе Сатверсме сказано: "все люди в Латвии равны перед законом и судом. Права человека осуществляются без какой либо дискриминации."  91 параграф Сатверсме содержит в себе два принципа, то есть принцип равноправия (в том числе принцип правового равноправия) и принцип запрета дискриминации. Сатверсме по своей сущности не может предусмотреть меньшее обеспечение основных прав или объем их защиты, чем предусматривает любой  из международных актов по защите прав человека. Другой вывод пришел бы в противоречие с включенным в 1 параграф Сатверсме идеей правового государства, ибо одной из главных форм проявления правового государства является признание прав человека и основных свобод за высшую ценность государства. При этом надо принимать во внимание, что Сатверсме может предусмотреть также более широкое понятие защиты основных прав человека чем международные акты о правах человека. 
         Принцип правового равноправия означает, что в равных фактических и правовых условиях отношение должно быть одинаковым, в свою очередь в разных условиях отношения должны быть разными. Применение принципа правового равенства происходит при сравнении двух ситуаций. Сравнение осуществляется двумя шагами. Прежде всего на основании общих элементов из теоретически безграничного количества ситуаций находят две "сравнимые" ситуации. После этого, оценивая обе ситуации, выделяют элементы, которые показывают, являются ли различные отношения оправданными. Если на втором шаге констатировано, что отношение различно, что обосновано определенными критериями,  в таком случае говорят  о применении запрещенной дискриминации. В понимании директивы ЕС 2000/78/EK (от 27 ноября 2000 года), которая определяет общую систему для равноправных отношений к занятиям и профессии,  "принцип равноправных отношений" означает, что отсутствует как судебная, так и внесудебная дискриминация.
          Критерии, которые определяют содержание второго предложения 91 параграфа Сатверсме, разнообразные. Конечно, оправдание при использовании упомянутых критериев может отличаться, принимая во внимание как специфику каждого критерия, так и фактические обстоятельства конкретного дела. Существуют такие критерии, на основании которых различные отношения не могут быть допущены, таким образом и их использование не оправдано. К таким критериям могут, например, причисляться социальное происхождение, принадлежность к определенной расе или политические взгляды. Естественно, что в наши дни критерии дополняются такими уже давно признанными формами дискриминации, как дискриминация по половому признаку, дискриминация на основе расовой и этнической принадлежности, неравноправное отношение к эмигрантам, дискриминация по религиозному признаку, дискриминация на основе социальной принадлежности/происхождению, Признаются также релативными новые формы дискриминации, например, дискриминация по возрасту, дискриминация на основе сексуальной ориентации, дискриминация инвалидов. 
          II. Запрет дискриминации - это юридический механизм, который в сравниваемых ситуациях исключает или сильно ограничивает оправдание различных отношений. В Законе о труде запрет дискриминации называется так же запретом различных оправданий. В отличии от первого предложения 91 параграфа Сатверсме во втором предложении того же самого параграфа усиленная принципиальная сущность запрета дискриминации представлена следующим образом: в нем устраняется возможность, что в демократическом правовом государстве, основываясь на каком-то непозволительном критерии, будут ограничены основные права человека. Например, одинаковую работу делают женщина и мужчина тем не менее женщине работодатель платит меньшую зарплату. Возможно, что в данной ситуации различные отношения работодателя основываются на том, что женщина выполняет меньший объем работы. Тем не менее возможно так же, что различные отношения не обоснованы, ибо для этого нет никакого объективного обоснования, тогда это дискриминация женщины. 
          Сравнительно очень новой и еще непризнанной формой дискриминации является дискриминация на основе генетической информации. Указанную дискриминацию включили в правовые акты только Франция, Швеция, Дания и Финляндия. Возникает обоснованный вопрос, как понимать термин "дискриминация на основе генетической информации". Стремительное развитие генетической науки и технологии обеспечивает легкий доступ к информации о генетических особенностях человека. Генетическая информация может дать информацию о возможных заболеваниях, которые могут развиться у человека, одновременно такого вида информация может быть интересна работодателям, например, в случае работы во вредной среде. Это может быть радиация или работа с химикалиями. Вместе с тем может возникнуть ситуация, когда на трудовые правовые отношения могут влиять не профессиональные способности человека, а информация о наследственных заболеваниях человека (например, гемофилия, дальтонизм и другие). Таким образом человек может быть уволен или не принят на работу, основываясь на возможности, что в будущем у него может развиться какая-либо болезнь, или на основании какой-либо другой генетической информации. Также новой является дискриминация на основании места жительства, и еще не получившая  широкую государственную поддержку форма дискриминации, в основании которой есть требование ведения здорового образа жизни, тем не менее образ жизни человека может, не соответствовать интересам работодателя. Это особенно касается государств, в которых работодатели обязаны оплачивать страховку здоровья работников.   Например, у человека, который использует табачные изделия, больше риск заболеть, одновременно с этим увеличивается оплата страховки. Это означает, что решающим значением для приема человека на работу может быть образ жизни, а не его профессиональные способности.
          Изложенное свидетельствует, что формы дискриминации развиваются и таким образом "каталог" дискриминаций пополняется новыми формами, от которых человек должен быть защищен. Включенные в Закон о труде формулировки: раса человека, цвет кожи, /.../, а также другие обстоятельства содержат дискриминацию (смотри также комментарии к 29 параграфу Закона о труде).
          III. В соответствии с отчетным докладом по проекту Европейского социального фонда "Занятость инвалидов и связанная с ней проблема уменьшения социальной отверженности" видно, что причин незанятости инвалидов много: психологические, отсутствие информации и образования, несоответствие вида работы требованиям инвалида. В исследовании указано, что наибольшее неудобство инвалидам создает отсутствие пандуса, отсутствие приспособленных для гигиены помещений (пороги, узкие двери, отсутствие бруса для придерживания и так далее), отсутствие мест отдыха, а также соответствующего оборудования рабочих помещений и рабочих мест.
          Сделанные изменения 7 параграфа Закона о труде, которые вступили в силу 25 марта 2010 года, определяют, что обязанность работодателя проводить мероприятия, для приспособления рабочей среды и таким образом способствовать трудовой деятельности инвалидов, профессиональному обучению или повышению квалификации, а также карьерному росту. Упомянутая норма защищает права инвалидов на трудовую деятельность, что утверждается также в 106 параграфе Сатверсме, конечно, у каждого есть право свободно выбирать вид трудовой 
деятельности и рабочее место, соответствующее соответствующее своим силам и квалификации. Естественно добавить, что в соответствии с актами международного права, девятой части 29 параграфа Закона о труде инвалидность не может быть основанием для различия в отношении, таким образом
Естественно добавить, что в соответствии с актами международного права, девятой части 29 параграфа Закона о труде инвалидность не может быть основанием для различия в отношении, таким образом в отношении к трудовой деятельности инвалидов относится принцип правового равноправия, который определяет, что в одинаковых фактических и правовых условиях отношение должно быть одинаковым, в свою очередь, в разных условиях отношение должно отличаться.
Например, если на работу претендуют два работника, у которых одинаковая квалификация, но один из претендентов инвалид, тогда отказ принять на работу инвалида, основанный только на инвалидности человека будет наглядным примером нарушения различия отношений (дискриминацию).
 

Продам книги:
«Darba likums ar komentāriem» Latvijas Brīvo arodbiedrību savienība, 2010 год, 303 стр. Цена 2 евро.
«Darba likums» Latvijas Brīvo arodbiedrību savienība, 2010 год, 102 стр. Цена 2 евро.
Rīgā, Pļavnieki, tāl.29106321

 
 
 
 

Категория: Закон о труде Латвийской республики | Добавил: KramuTirgus (04.08.2013)
Просмотров: 393 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]