Главная » Статьи » Закон о труде Латвийской республики » Закон о труде Латвийской республики

Статья 11. Права и обязанности представителей работников

Статья 11. Права и обязанности представителей работников 

          (1) Представители работников при выполнении своих обязанностей имеют следующие права: 

               1) требовать и получать от работодателя информацию о нынешнем экономическом и социальном состоянии предприятия и возможных его изменениях, а также соответствующую информацию о найме на предприятии направленных поставщиком услуг обеспечения рабочей силой работников; 

               2) своевременно получать информацию и консультироваться с работодателем перед принятием последним таких решений, которые могут затронуть интересы работников, особенно решений, способных существенно повлиять на оплату труда, условия труда и занятость на предприятии; 

               3) участвовать в определении и улучшении условий оплаты труда, рабочей среды, условий труда и организации рабочего времени, а также в защите безопасности и здоровья работников; 

               4) входить на территорию предприятия, а также иметь доступ к рабочим местам;

               5) организовывать собрания работников на территории и в помещениях предприятия; 

               6) надзирать, как в трудовых правовых отношениях соблюдаются нормативные акты, коллективный трудовой договор и правила трудового распорядка. 

           (2) Информированием в толковании настоящего Закона является процесс, при котором работодатель передает информацию представителям работников, позволяя им ознакомиться с соответствующим вопросом и исследовать его. Информация предоставляется представителям работников своевременно, а также в надлежащем виде и объеме. 

          (3) Консультациями в толковании настоящего Закона является обмен мнениями и диалог между представителями работников и работодателем с целью достижения соглашения. Консультация проводится на соответствующем уровне, своевременно, а также в надлежащем виде и объеме, чтобы работники могли получить обоснованные ответы. 

          (4) Права представителей работников используются так, чтобы не снижать эффективность деятельности предприятия. 

          (5) Представители работников и эксперты, оказывающие помощь представителям работников, обязаны не разглашать оказавшуюся в их распоряжении информацию, являющуюся коммерческой тайной работодателя. Работодатель обязан в письменном виде указать, какую информацию следует считать коммерческой тайной. Обязанность не распространения информации относится к представителям работников и экспертам, оказывающим помощь представителям работников, также по окончании их деятельности.

          (6) Выполнение обязанностей представителя работников не может служить основанием для отказа в заключении трудового договора, расторжения трудового договора или иного ограничения прав работника.

 

          I. В 11 параграфе Закона о труде перечислены основные права представителей работников. Работодатель и представители работников (профсоюза) могут договориться о предоставлении дополнительных прав представителям работников (особенно в коллективном договоре). Дополнительно надо указать, что работодатель (даже по согласованию с представителями работников) не имеет права урезать объем гарантированных законом прав представителям работников ( смотри также комментарии к 10 параграфу Закона о труде).

          Информирование работников - это не только право конституционного характера, но также условие для осуществления коллективной защиты и для осознания готовящимися трудовых прав и обязанностей. Именно информированием и консультированием можно достичь сбалансированности интересов работодателя и работников, а так же симметрию между свободой предпринимательской деятельности и защитой работников. Информирование и консультирование возможно только при качественном социальном диалоге и с равными социальными партнерами. Любому праву человека всегда можно противопоставить обязанности какого-либо другого лица. Вместе с тем, упомянутая правовая норма не только предусматривает права представителей работников, но также определяет обязанности работодателя эти права реализовывать. А именно как предоставлять запрашиваемую представителями работников информацию, так и не препятствовать праву представителей работников входить на территорию предприятия и организовывать собрание работников. Тем не менее эта норма должна рассматриваться во взаимосвязи с четвертой частью параграфа. Рекомендовалось бы предприятию и представителям работников в письменном виде договориться о порядке, когда представители работников правомочны использовать определенные Законом о труде права, а так же, в связи с этим, об обязанностях работодателя (конкретизировать сроки, возможные место и время проведения собрания работников). Естественно упомянуть, что в связи с параграфом 41.3 Латвийского кодекса административных нарушений за не предоставление работникам или их представителям информации по коммерческому обществу в ЕС, по группам коммерческих обществ в ЕС, по Европейским коммерческим обществам и так далее может быть наложен денежный штраф до пяти тысяч латов.

          II. Во второй части 11 параграфа Закона о труде поясняется понятие "информация". Из упомянутой нормы вытекает, что обязанностью работодателя является обеспечение представителям работников всей необходимой информацией, при этом предоставить также достаточное время для изучения этой информации. Вид, в котором работодатель может позволить ознакомиться с вопросом не конкретизирован, вместе с тем он в зависимости от вида и объема информации может различаться. Возможность ознакомления можно обеспечить как предоставив копии соответствующих документов, так и позволив ознакомиться с документами, таких копий не предоставляя. Понятие "своевременно", "в подобающем виде и объеме" являются неопределенными правовыми понятиями, наполнение которых содержанием в разных случаях может различаться. Естественное условие, которое выходит из этой нормы, это обязанность работодателя неправомерно не препятствовать выдачи информации и не передавать ее представителям работников тогда, когда она более неактуальна , не предоставлять неполную информацию, которая не отражает действительной ситуации, а так же не предоставлять ее в таком виде, что работник не сможет эту информацию надлежащим образом рассмотреть и с ней ознакомиться ( например, указывая что информация будет доступна в Даугавпилсе, хотя предприятий работает в Лиепае). При этом если работодатель предоставит информацию в письменном виде, тогда в ней должны содержаться обоснование и ответы по существу на поставленные представителями работников вопросы. Надо отметить, что в 11 параграфе Закона о труде не говорится, как действовать представителям работников в случаях, если информация не представлена своевременно, в надлежащем виде и объеме. В этом случае у представителей работников есть право использовать права, предусмотренные в первой часть 94 параграфа Закона о труде, а именно, подать жалобу соответственно доверенному лицу на предприятие (смотри комментарии к 94 параграфу Закона о труде. В случае, если вопрос не разрешается в порядке определенным 94 параграфом Закона о труде, представители работников могут защищать свои права в соответствии с нормами Закона о трудовых спорах, разбирать спор в комиссии по примирению, подать соответствующее заявление в суд. 

          Надо отметить, что в соответствии с требованиями Европейского сообщества в коммерческих обществах надо принимать во внимание параграф 41.3 Латвийского кодекса административных нарушений, который предусматривает ответственность работодателя (до 5000 латов) за не предоставление работникам или их представителям информации по вопросам о числе работников, структуре коммерческого общества и т.д. 

          В соответствии с нормами Закона о труде работодатель обязан информировать и консультироваться с представителями работников (профсоюзом) в следующих случаях: 

          - перед началом увольнений в коллективе, чтобы обеспечить представителям работников возможность внести предложения (вторая часть 106 параграфа Закона о труде); 

          - в случае перехода предприятия (первая часть 120 параграфа Закона о труде); 

         - по требованию представителей работников о возможности задействовать на предприятии работников не полное рабочее время (шестая часть 134 параграфа Закона о труде); 

         - по требованию представителей работников о возможности задействовать на предприятии человека на определенное рабочее время ( седьмая часть 44 параграфа Закона о труде) и так далее.

          III. Третья часть 11 параграфа Закона о труде предусматривает, в какой форме осуществляется консультирование - устной или письменной, вместе с тем допускаются оба вида. Тем не менее надо указать, что лучше консультирование было бы проводить устно, протоколируя переговоры, фиксируя позиции обеих сторон по по соответствующему вопросу, высказываемые предложения, аргументы и так далее, чтобы позже не появились лишние недоразумения и было бы возможно доказать позицию каждой стороны и высказанные точки зрения. Такие переговоры называют социальным диалогом, который происходит на многих уровнях (смотри параграфы 8 и 18 Закона о труде) и который является главным инструментом претворения в жизнь прав работников в долгосрочной перспективе. Социальный диалог является средством, для обеспечения сбалансированности рынка труда между социальной безопасностью и эластичностью. 

          В соответствии с нормами Закона о труде консультирование представителей работников всегда необходимо осуществлять в следующих условиях:

          - работодатель собирается изменить трудовые нормы (объем, вид выполняемой работником работы, и так далее) ( третья часть 51 параграфа Закона о труде);

          - работодатель принимает правила трудового распорядка, если на предприятии занято не менее 10 работников ( первая часть 55 параграфа Закона о труде);

          - работодатель собирается начать массовое увольнение - в случае коллективного увольнения представителей работников не всегда обязаны информировать, но необходимо провести консультацию о ходе увольнения, о числе работников, подлежащих увольнению, и их социальных гарантиях ( первая часть 106 параграфа Закона о труде);

          - в случае перехода предприятия, если предусмотрено проведение организационных, технологических или социальных мероприятий в отношении работников ( третья часть 120 параграфа Закона о труде);

          - определяя шестидневную рабочую неделю ( первая часть 133 параграфа Закона о труде);

          - определяя смену работы ( первая часть 139 параграфа Закона о труде); 

          - определяя суммированное рабочее время (первая часть 140 параграфа Закона о труде);

          - определяя продолжительность перерыва ( вторая и шестая часть 145 параграфа и вторая часть 146 параграфа Закона о труде);

          - составляя график ежегодного оплачиваемого отпуска (первая часть 150 параграфа Закона о труде).

          Надо отметить, что кроме дополнительной обязанности работодателя информировать и консультироваться с представителями работников у работодателя в соответствующих случаях есть также обязанность получать согласие представителей работников, чтобы проводить какую либо работу. А именно, в соответствии с первой частью 110 параграфа Закона о труде у работодателя есть обязанность в определенных в законе о труде случаях получать согласие профсоюза, отказывая в месте работы работникам - членам профсоюза. Таким образом, можно сделать вывод, что в Законе о труде выделены четыре уровня консультаций: 1) подготовка к процессу консультации; 2) консультация; 3) консультация, чтобы прийти к согласию ( 106 и 121 параграфы Закона о труде); 4) запрос согласия профсоюза (110 параграф Закона о труде). 

          V. Пятая часть 11 параграфа Закона о труде защищает работодателя, предусматривая, что представители работников и эксперты, оказывающие помощь представителям работников, обязаны не разглашать оказавшуюся в их распоряжении информацию, которая является коммерческой тайной работодателя. В соответствии с первой частью 19 параграфа Коммерческого закона коммерсант к статусу о коммерческой тайны может относить такие дела хозяйственного, технического и научного характера, зафиксированные в письменном или любом другом виде или не фиксированные сведения, которые отвечают следующим признакам:

                  1) они относятся к предприятию коммерсанта или непосредственно с ним связаны;

                  2) они не принадлежат к полной передаче третьим лицам;

                  3) у них есть или может быть имущественная или не имущественная стоимость;

                  4) их переход в распоряжение другого лица может вызвать потери коммерсанта;

                  5) в отношении их коммерсант выполнил в конкретной ситуации разумно понимаемые мероприятия для сохранения коммерческой тайны. 

          Надо указать, что обязанностью работодателя является в письменном виде информировать, что считается за коммерческую тайну и таким образом не подлежит разглашению третьим лицам. Только в этом случае у работодателя будет право на защиту коммерческой тайны, которую предоставляет третья часть 19 параграфа Коммерческого закона. Само собой разумеется, право требовать защиту как коммерческой тайны, так и защиту от потери вознаграждения, которые возникнут в результате противоправного разглашения или использования. В литературе упоминается точка зрения, что информация фирмы по важности делится на четыре части: 1) жизненно важная - незаменимая информация, которая необходима для функционирования фирмы. Утечка этой информации угрожает существованию самой фирмы (коммерческому обществу); 2) важная - информация процесс ликвидации последствий утечки которой является очень сложным или связан с большими издержками; 3) полезная - информация, чья утечка создаст фирме материальные потери, тем не менее фирма может эффективно функционировать даже в случае утечки данной информации; 4) не существенная - информация, утечка которой не создаст фирме материальных потерь и не повлияет на ее функционирование. За коммерческую тайну считается информация, указанные только в первых трех уровнях (жизненно важная, важная и полезная).  Несущественная информация или публично доступная информация не могут упоминаться как коммерческая тайна. 

          В 11 параграфе Закона о труде кроме представителей работников упомянуты также "эксперты", тем не менее пояснения этому термину не дано. "Эксперт" это знаток, специалист, которого приглашают в случае спора или сложностей. Непосредственно эксперту в законе дана дефиниция термину "непосредственно эксперт". В соответствии с упомянутым 2 пунктом 1 параграфа закона непосредственно эксперт - это лицо, у которого есть специальные знания и опыт в какой либо области науки, техники, искусства или профессии. Вместе с тем есть вывод, что эксперт в понимании 11 параграфа Закона о труде есть лицо, у которого есть опыт и знания в вопросах трудового права и охраны труда. 

          VI. Шестая часть 11 параграфа Закона о труде предусматривает, что выполнение обязанностей представителями работников не могут создавать работникам никаких неблагоприятных последствий, в том числе отказ заключать трудовой договор и отказ от трудового договора.

 

Продам книги:
«Darba likums ar komentāriem» Latvijas Brīvo arodbiedrību savienība, 2010 год, 303 стр. Цена 2 евро.
«Darba likums» Latvijas Brīvo arodbiedrību savienība, 2010 год, 102 стр. Цена 2 евро.
Rīgā, Pļavnieki, tāl.29106321

 

Категория: Закон о труде Латвийской республики | Добавил: KramuTirgus (20.08.2013)
Просмотров: 1319 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]