Главная » Статьи » Закон о труде Латвийской республики » Закон о труде Латвийской республики

Статья 61. Минимальная заработная плата
Статья 61. Минимальная заработная плата
 
          (1) Минимальная заработная плата не может быть менее установленного государством минимума.
          (2) Минимальную месячную заработную плату в пределах нормального рабочего времени, а также минимальную ставку почасового тарифа устанавливает Кабинет министров.
          (З) Порядок установления и пересмотра минимальной месячной заработной платы устанавливает Кабинет министров.
 

    С 1 января 2016 года выразить вторую часть 61 статьи в следующем виде:
    «(2) Расчет минимальной месячной заработной платы в рамках нормального рабочего времени, как и минимальной почасовой ставки устанавливает кабинет Министров.»

 
          1. Обязанности в государстве устанавливать минимальную плату труда (примечание автора - точнее было бы использовать термин "заработную плату" ибо оплата труда является более широким понятием, который включает также премию, доплаты и вознаграждения любого другого вида, получаемые за работу) предусматривают международные обязательства Латвии. Так, например, в третьей части 23 статьи Всеобщей декларации прав человека сказано, что у каждого работающего есть право на справедливую и достаточную заработную плату, которая обеспечивает жизнь достойную человека ему и его семье. В свою очередь 7 статья пакта об экономических, социальных и культурных правах гарантирует право лица на вознаграждение, которое каждому работающему самому и его семье обеспечивает, по крайней мере, удовлетворительное существование. Целью установления минимальной оплата труда является обеспечение минимального объема доходов, которыми лицо могло бы покрыть затраты на жилье, продукты питания, одежду и другие нужды. Международная организация труда в первой части 2 статьи конвенции Nr. 131 от 22 июня 1970 года "Об установлении минимальной зарплаты" требует, чтобы государства участники конвенции нормативным актом установили минимальную оплату труда, которую нельзя уменьшать (смотри 10 статью приговора Конституционного суда от 14 июня 2007 года по делу Nr. 2006–31–01).Так же из 107 статьи Сатверсме вытекает, что в государстве должна быть нормативно определена минимальная оплата труда ( примечание автора - точнее было бы использовать термин "заработную плату" ибо оплата труда является более широким понятием, который включает также премию, доплаты и вознаграждения любого другого вида, получаемые за работу)  и работодатели не могут платить работникам меньшую оплату труда, чем определил законодатель (смотри 6 статью приговора Конституционного суда от 21 ноября 2005 года по делу Nr. 2005–03–0306).
          2. Минимальная заработная плата является определенным государством минимумом, а именно, самым низким месячным вознаграждением, которое работник получает за выполненную работу. Право получать заработную плату, по крайней мере, в таком объеме, которое не меньше установленного государством минимума, вытекает из 107 статьи Сатверсме Латвийской республики. Государством определенный минимум определен в правилах кабинета Министров  Nr. 665 от 27 августа 2013 года "Правила о минимальной месячной зарплате и минимальной ставке почасового тарифа". А именно, минимальной месячной зарплатой  при нормальном рабочем времени (смотри комментарии к 131 статье Закона о труде) является 320 евро, в свою очередь минимальная ставка почасового тарифа - 1,933 евро. Для подростков минимальной ставкой почасового тарифа является 2,209 евро, в свою очередь для работников, которые подвержены особым рискам и у которых нормальное рабочее время составляет семь часов в день и 35 часов в неделю, минимальная ставка почасового тарифа составляет 2,209 евро. Месячную заработную плату устанавливают работникам, для которых определена повременная оплата, в свою очередь минимальная ставка почасового тарифа применяется к работникам, для которых установлена аккордная оплата.
          27 мая 2003 года кабинет Министров принял концепцию "О минимальной заработной плате", в которой с 2004 до 2010 года предусмотрено минимальную месячную заработную плату повысить до 50% от среднемесячной бруто оплаты труда работающих за прежние годы. (На момент подготовки комментариев, то есть сентябрь 2010 года, министерство Финансов работает над разработкой новой концепции.) В концепции определение названной минимальная месячной зарплаты и прядок ее рассмотрения определены в правилах кабинета Министров  Nr. 413 от 22 июля 2003 года "Порядок, в котором определяется и рассматривается минимальная месячная зарплата".
          Пункт 3.7 правил предусматривает, что минимальная заработная плата примерно к 2010 году должна достичь 50% от прогнозируемого министерством Финансов среднемесячной брутто оплаты труда работающих за прежние годы. Тем не менее, основываясь на информационном сообщении министерства Благосостояния "О регулировании и размере минимальной заработной платы в 2011году", кабинет Министров на заседании 8 июня 2010 года постановил, что минимальная месячная заработная плата в 2011 году пересчитана не будет и останется в существующем размере - 180 латов, при этом министерство Благосостояния в сотрудничестве  с министерством Финансов, министерством Экономики и социальными партнерами должны разработать и министерство Благосостояния с 1 декабря 2010 года должно предоставить в порядке рассмотрения в кабинет Министров проект об установлении минимальной месячной заработной платы на дальнейшие годы.
          Государство устанавливает минимальную оплату труда в нормативных актах или в коллективном трудовом договоре, чтобы не допустить эксплуатацию и нищету. В восточной и центральной Европе минимальная заработная плата определяется законом, начиная с начала 90 годов. Свода установления минимальной допустимой оплаты труда за полное рабочее время и контроль заработной платы из компетенции работодателя и профсоюзов перенесена в компетенцию государства, чтобы одновременно всем поднимать уровень минимальной заработной платы в государстве. Излишне добавлять, что минимальной заработной плате должен соответствовать достаточный минимум. Разработаны аргументы за и против определения минимальной заработной платы в законе. 
          Минимальную оплату труда внесли в закон, в первую очередь, чтобы предотвратить и уменьшить бедность и интегрировать низкооплачиваемую рабочую силу на рынок труда. Единственный выход из бедности - это труд. Во вторую очередь, это минимальный стандарт достойной жизни. В Латвии с 2009 года минимальная заработная плата составляет 180 латов, а прожиточный минимум - приблизительно 174 лата. В третью очередь, минимальная заработная плата необходима для борьбы с принуждением работать большее время для заработка достаточного количества средств.
          3. Устанавливая Законом о труде нормальное рабочее время и систему повременной оплаты ставкой почасового тарифа, заработная плата рассчитывается в соответствии со второй частью 62 статьи Закона о труде. А именно, работникам, у которых установлена аккордная оплата труда в пределах нормального рабочего времени и которые проработали за месяц установленное количество часов, но которым начисленная заработная плата меньше минимальной заработной платы, начисляют разницу в зарплате между начисленной заработной платой и минимальной заработной платой. Например, в парикмахерской работники работают нормальное рабочее время, хотя установлена система аккордной оплаты труда, в пределах которой предусмотрено, что работник получает 2 лата за каждого обслуженного клиента. Не смотря на то, что ко дню выплаты зарплаты работник обслужил 40 клиентов и таким образом заработал 80 латов, размер выплаченной работнику зарплаты надо увеличить на 100 латов. А именно, работник получит зарплату в размере 180 латов, несмотря но то, что ему в соответствии с договором причитается зарплата в размере только 80 латов.
          4. Важно, что в соответствии с третьей частью 41 статьи кодекса Административных правонарушений Латвии за необеспечение установленной государством минимальной месячной зарплаты, если лицо занято нормальное рабочее время, или  минимальной ставки почасового тарифа, можно наложить на работодателя денежный штраф - на физическое лицо или должностное лицо от 300 до 400 латов, на юридическое лицо - от 600 до 5000 латов.
 

Продам книги - Закон о труде на латышском языке:

«Darba likums ar komentāriem» Latvijas Brīvo arodbiedrību savienība, 2010 год, 303 стр. Цена 2 евро.
«Darba likums» Latvijas Brīvo arodbiedrību savienība, 2010 год, 102 стр. Цена 2 евро.


Rīgā, Pļavnieki, tāl.29106321

Категория: Закон о труде Латвийской республики | Добавил: KramuTirgus (02.03.2014)
Просмотров: 2275 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]