Главная » Статьи » философия » Философия в Латвии

Интервью с доктором философии Райнером Функом

Интервью с доктором философии Райнером Функом президентом Всемирного общества памяти Эриха Фромма в Тюбингене

    Накануне Международной конференции, посвященной Эриху Фромму «Свобода и свободы: возможности и угрозы», о Фромме его работе и актуальности идей, а также о свободе и свободах в Латвии и в мире разговариваем с президентом Международного общества памяти Фромма доктором Райнером Функом.

  С доктором Райнером Функом говорили Анне и Айнар Саука

Оригинал статьи смотри на http://www.fsi.lu.lv/?sadala=189&id=431

Как Вы охарактеризуете свои обязанности по сохранению и распространению работ Эриха Фромма?
    Когда я в 1974 году стал ассистентом Эриха Фромма в Луцерне, Швеции, он дал мне задание издать его публикации в собрании сочинений на немецком языке. Редакционный труд со статьями Фромма привел к тому, что он завещал мне свои литературные авторские права. Это дало мне возможность после смерти Фромма опубликовать еще многие оставшиеся манускрипты, до конца 2000 года, к его 100 летнему юбилею было издано до 12 томов расширенного издания сочинений – всего примерно 7000 страниц.
    Конечно, этот редакционный труд позволил мне участвовать и в распространении трудов Фромма, хотя проходившие политические события, больше всего способствовали увеличению числа читателей его работ. Разумеется, после окончания Холодной войны и развала Советского союза его работы получили широкий отклик в России и странах Восточной Европы, начиная с Польши, Венгрии и Чехословакии, в свою очередь сегодняшний «бум Фромма» уже достиг Китая и даже арабских стран.
    Так же совершенно новым и актуальным является вопрос о распространении работ Фромма в формате е-книг. Целью оцифровки является создание на разных языках «библиотеки е-книг Фромма». Уже начата работа с текстами оригиналов на английском языке, и с марта этого года издательство е-книг OPEN ROAD MEDIA предложило для скачки уже 19 работ Эриха Фромма.


Следовательно, актуальность Фромма в наши дни не пропала?
    Да, Фромм все еще запрашиваемый автор для тех случаев жизни, в которых человек попадает в конфронтацию с вопросом о своей свободе и индивидуальности. Также направление исследования социальной психологии, которую развил Фромм, свою актуальность не потеряла. Совсем наоборот, сегодня он позволяет исследовать, как изменения в экономике и обществе влияют на характер человека, и, следовательно, на способность мыслить, чувствовать, желать и действовать.


Может быть есть какое-нибудь его произведение, которое Вы особенно рекомендовали бы латвийским читателям?
    Второй моей рекомендацией определенно будет книга «Иметь или быть», в которой Фромм показывает, как капитализм, ориентирующийся на рыночную экономику влияет на людей, и изображает, каким должно быть общество, главная цель которого люди, а не прибыль.


Вы знали Эриха Фромма. Может быть Вы могли бы двумя словами характеризовать его?
    Эрих Фромм был всесторонне образованный ученый и гуманист, который в течение своей жизни никогда не прерывал учебу. Важной частью является его происхождение, в котором определенную роль играет иудейское наследие, а также принадлежность его семьи к кругам образованных немецких горожан. Хотя он всегда был политически активным и ангажированным, его сильной стороной, тем не менее, прежде всего, была способность как у терапевта внимательно вглядываться в душу человека и как у аналитика чувствовать политическое развитие общества. Не когда больше я не встречал такого человека, в чьей жизни то, чему он учил и то, как он жил, было единым.


Следовательно, Вы полагаете, что Фромм жил в соответствии с идеями, которые отражены в его работах. Создавал ли Фромм впечатление настоящее «мастера искусства жить»?
    С момента его первого знакомства с Талмудом, когда он был еще ребенком, и более того – с момента его знакомства с психоанализом Фрейда, ему было ясно, что способ, которым человек связан с реальностью и другими людьми, неоспоримо связан с тем, какая связь у человека с самим собой.
    Это основная задача психоанализа – познать себя во всех аспектах, и таким образом овладеть той областью себя, которая может казаться неприятной и поэтому вытолкнутой в бессознательное. Я знаю, что позже, в свои сорок Фромм практиковал самоанализ – выполнял задание на концентрацию, занимался своими заботами, медитировал и анализировал свои сны. Эта очень дисциплинированная ежедневная практика привела к тому, что его мысли и статьи были созвучны его чувствам и внутреннему настрою, что сделало его аутентичным и надежным вестником искусства жизни.
Ясно, что Фромм, конечно, отрицал бы, что является «мастером искусства жизни» – он всегда считал себя только «учеником искусства жизни», которому ежедневно в этом искусстве необходимо упражняться.


Какая из идей Эриха Фромма, по Вашему мнению, является наиболее важной?
    Значительный научный вклад Фромма, Думается, основан на его способности показать, как отдельные люди осознают себя в обществе в целом. Учитель социолог и психоаналитик Фромм искал ответа на вопрос, что в определенной экономической и социально-культурной ситуации заставляет людей думать, чувствовать и действовать так, как будто они испытывают чувство социальной привлекательности и чувство принадлежности. На этот вопрос он дал нам социально-психологический ответ: что необходимость общественной жизни может рассматриваться как уклон психического характера, который работает в интересах общества. Таким образом, Фромм дал психологический ответ на вопрос, как удержать общество вместе и заставить работать.
    Однако этого недостаточно. Признание, что при авторитарных отношениях люди с их скромным положением стабилизируют общественную систему, противоречит признанию, что авторитарная зависимость не позволяет людям достигнуть духовного совершенства, замедляя развитие, поддерживая их неустойчивость и культивируя чувство вины. Поэтому Фромм позднее исследовал также то, что позволяет людям реализоваться как людям, что позволяет им быть свободными, независимыми, солидарными, чуткими и понятливыми. Таким образом, гуманистический образ человеческого мышления является вторым наиболее важным научным вкладом Эриха Фромма.


В работе «Иметь или быть?» Фромм определенные надежды возлагает на молодое поколение, которое от жизни и общества ожидает несколько больше чем только служить интересам капитала. Как по-вашему Фромм оценил бы нынешнюю молодежь?
    Это не простой вопрос, ибо ситуация с того времени кардинально изменилась. В то время, когда была написана книга «Иметь или быть?», молодежь выступала против идей материального благополучия. Большая часть искала человеческое счастье в приобретении предметов потребления – им никогда не было достаточно, хотя в действительности у них уже все было. Поэтому молодежь 70 годов боролась за постматериалистическое общество. Это было сильное движение, которое искало альтернативные образ жизни и политического общества, в котором была бы возможность солидарно жить и самореализовываться. ?
    Вопреки различным протестам, например, таким как «Захвати Уолстрит» и других негосударственных организаций, это движение против господствующей системы как политическое движение ни среди молодежи, ни во всем обществе не было заметно.
    У этого много причин. Молодежь еще по-прежнему целенаправленно ищет возможность все делать заново и по-другому. Ведь создать изменения политическими средствами утомительно и требует больших усилий, в то время как потрясающие достижения цифровой эпохи дают фантастические возможности изменять и создавать жизнь. Поэтому молодежь как средство изменения использовало не политику, а технику, которая в свою очередь привела к молодежной аполитичности.
    Есть и другие причины, почему молодежь больше не находится в руководстве общественных перемен, например, беспокоится за рабочее место и угрожающую безработицу, что в государствах Балтии привело к отъезду молодежи.


Как Вы думаете—в общем будущее европейской цивилизации в перспективе находится на пути к большей свободе или к еще большему ограничению?
    Без сомнения результатом политических изменений за последние 30 лет стало громадное увеличение числа различных свобод в интересах личности — начиная со свободы слова, больших прав на самоопределение и возможности учиться и кончая таким вещам, как большая возможность путешествовать и работать за границей. Увеличение таких свобод, тем не менее, не означает, что сами люди стали свободнее или чувствуют себя свободнее. Субъективное ощущение свободы ведь в основном зависит от того, как человек рассматривает более мелкий внутренний гнет и необходимость быть готовым к самоопределению своей жизни.
    При этом надо принимать во внимание, что сегодня свободу понимают совершенно иначе, чем несколько десятилетий назад. Свобода сегодня все чаще понимается как неограниченность и эмоциональная необязательность. Нельзя существовать ничему, что на пути самореализации могло бы препятствовать или ограничивать, никакое государство, никакие традиции, никакая семья и конвенции, никакие другие установленные ценности, меры или требования.
    Одновременно свобода от ограничений всегда включает безразличие к окружающему миру и неспособность брать на себя ответственность и потому ведет к потере общественной солидарности. К сожалению, чем больше практикуется такое понимание свободы, тем более необходима для обеспечения социальной взаимности создавать внешнее регулирование. Вместе с тем существует угроза, что реакционные, фундаменталистские и авторитарные силы используя удобный случай наконец внедрят «правду и порядок». Всегда надо помнить, что такая безграничность в самоопределении пропаганды понимания свободы в обществе вызывает и усиливает силы тоталитаризма.


По Вашему мнению, Фромм поддержал бы сегодняшнее направление развития Европейского сообщества?
    Я думаю, что его мысли по этому вопросу определенно не были бы однозначны. Фромму определенно действительно были бы приятны все стремления по сплочению Европы—при этом не только экономические, но и политические и культурные. Те, кто подобно Фромму пережили две мировых войны и бесконечные страдания, которые доставляли друг другу соседние страны в Европе, оценят все, что взаимно сближает этих людей, создавая единый экономический, политический и культурный союз. При том у Фромма было очень глубокое чувство справедливости, и потому он за благо назвал бы все то, что помогло бы уменьшить различия европейцев в возможности получения образования, в юридических свободах и материальном благополучии.
    Убежден «нет» Фромм сказал бы таким европейским политикам, которые всю власть рынка оставляют свободному рынку и конкуренции и таким образом приводят к капиталистической эксплуатации людей. Если над всем господствует только рынок, то все меньше места остается культуре и переживаниям о национальной идентичности, ибо национальные особенности, например, в воспитании, образовании и искусстве глушит центральный европейский бюрократизм. Фромм всегда поддерживал такие демократические идеалы, в которых демократические решения прежде всего принимаются на базовом уровне – в так называемых группах «лицом к лицу» (face-to-face), а не принимаются только на управленческом уровне.


Под конец несколько вопросов, связанных с ожидаемой вскоре конференцией. Почему международная конференция Фромма проводится именно в Риге, Латвии? Какая связь Фромма или его работ с Латвией и Ригой?
    Идея о немецко-латвийской конференции в Риге поступила от членов общества Фромма. Особые интересы создала господствующая здесь активная культурная жизнь, латышские песни и танцы, которые вызвали желание познакомиться с культурой поближе.
    Гостей конференции, приехавших из-за рубежа среди прочего надо познакомить с историей Латвии как с рассказами об оккупации, так и с рассказами о свободной Латвии. Только таким образом есть возможность понять современную актуальность в этом государстве. Со своей стороны мы хотели бы пригласить Вас немного ближе познакомиться с мыслями гуманиста Эриха Фромма.


Почему выбрана тема «Свобода и свободы: возможности и угрозы»? Разве вопрос свободы в Латвии особенно актуален?
    В философии Фромма у темы «свободы» главная роль уже с его первой книги «Бегство от свободы». Ведь тема «свободы» является особенно актуальной в Латвии.
    Редко какой народ долгими столетиями жил под ярмом другого народа. Приход чужой власти на сегодняшнюю территорию Латвии произошел более 800 лет назад, когда сюда первый раз вошли рыцари немецкого ордена, и позже, вовремя немецкой и русской оккупации угнетение латышей только усиливалось. Ведь свобода как преодоление чужой власти является только одной частью из сегодняшней латвийской проблематики. Например, в капиталистической пропаганде рыночной экономики совсем другое понимание свободы, где свобода понимается как неподчинение и неограниченность и слишком часто раскрывается, как обычное стремление заработать. Поэтому и тема: «Свобода и свободы: возможности и угрозы».


С каких государств будут гости на конференции? Кто из участников является Вашим фаворитом, кого Вы посоветуете послушать всем слушателям?
    Большая часть гостей будет из Германии, однако будут члены общества Фромма из Мексики и Нидерландов. Если надо назвать какой-то конкретный доклад, то надо упомянуть, что особо удивленным я был тем, на сколько хорошо знает Фрома бывшая президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, которая во время конференции будет за рубежом, поэтому ее доклад будет транслироваться по видео. Тем не менее, ее доклад для многих латвийских слушателей может показаться особенно увлекательным.
    В общем, конечно, особо надо акцентировать все рефераты, намеченные на пятницу до обеда в Большом актовом зале, в этих докладах центральной тематикой являются именно вопросы свободы. Тем не менее, и в пятницу после обеда и в субботу определенно стоит посетить доклады, которые пройдут в институте Гете. В них будет обсуждаться история оккупации, вопрос о том, как Латвия сохранила свою идентичность, будет обращено внимание на значение латышской культуры в истории и наши дни, рассмотрена сегодняшняя психическая ситуация латышей, а также тематизированная общность латвийских евреев и оценка хасиды Фромма.
    Среди остального, на этой немецко-латвийской конференции будут доступны также письменные переводы рефератов, так, чтобы все доклады каждый мог бы понять на своем родном языке.


Спасибо, что поделились с нами своими мыслями и взглядами! Еще только последний вопрос – что Вы пожелали бы своим читателям и посетителям конференции в Латвии?

    Этой конференции надо стать частью межкультурного диалога между латышами и немцами. Этот диалог возможен только тогда, если с обеих сторон – у более чем 50 приехавших членов общества Эриха Фромма и интересующихся из Латвии будет возможность с помощью тем конференции и докладов узнать друг друга и развить взаимовыгодный продуктивный разговор. Конечно, я надеюсь, что это общение, поощряемое задумками Эриха Фромма и его гуманизмом, будет фактором ориентации и объединения сторон.


До встречи 10-11 мая на международной конференции «Свобода и свободы: возможности и угрозы», патронессой которой является Вайра Вике-Фрейберга, организованной Международным обществом Эриха Фромма (International Erich Fromm Society) в содружестве с институтом Гете в Риге, факультетом Истории и философии Латвийского университета и институтом Философии и социологии.

Категория: Философия в Латвии | Добавил: KramuTirgus (05.08.2015)
Просмотров: 1112 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]